автор Alexander Bagelman
Нетаниягу сказал правду (по поводу его позиции по размежеванию). Единственные, кто ему не поверил, особенно по прошествии лет, это правые и, разумеется, супер-правые.
Нетаниягу стал министром финансов после выборов 2003. Экономика Израиля напоминала грузовик с мощным мотором, идущий на первой передаче. Мотор ревет, но машина еле ползет. Безработица - ок. 12%. Банковский процент - 11-12% (сегодня - 2-2.5%). В долг Израилю денег не дают.
И вот, первая дилемма: что делать? Нетаниягу знает, что нужны реформы. Некоторые из них очень непопулярны. Все знали, что пособие на детей, например, превратилось в отличную кормушку – делай детей, и можешь не работать. Арабский и ультра-ортодоксальный сектора очень довольны, и на рынке труда их крайне мало. Похожая история и с другими социальными программами. Кроме того, пенсионные фонды Гистадрута постоянно в прогаре, и государство послушно оплачивает их долги. Госсектор в производстве доминирует.
Это все надо ломать, но стоит ли? Что он лично будет с этого иметь? Пока все устаканится, будет масса недовольных. Популярности ему это точно не добавит. Но он решает, что дело важнее популярности, и начинает реформы.
В декабре 2003 Шарон говорит об возможных «односторонних мерах». Это будущее «размежевание». В мае 2004 он проводит опрос в Ликуде. Почти 60% - против. Тем не менее, в июне 2004 Шарон выносит на обсуждение правительства план размежевания. Предварительно увольняет противников проекта. Вторая дилемма Нетаниягу: за или против? Против – легко. Большинство в Ликуде – против, он выйдет с гордо поднятой головой и чистой совестью, и на следующих выборах в Ликуде станет неоспоримым лидером. Правда, о реформах в экономике придется забыть. Если проголосует «за» - правые не забудут и не простят.
И он принимает типичное для него решение: соглашаться на словах, препятствовать на деле. А тем временем, продвигать то, что необходимо. Он голосует «за». В октябре 2004 на голосовании в Кнессете – «за», но с условием: всенародный референдум. Есть надежда, что на референдуме вся затея лопнет. С тем же условием голосуют «за» Ливнат и Наве, и министры МАФДАЛ. В противном случае – все увольняются.
Так же он вел себя с Обамой – согласился на 2 государства на словах, но выставил условие, которое и похоронило всю затею.
Интересно, что Нетаниягу не обманул сторонников размежевания; они все поняли правильно. Все СМИ, все оппоненты ругали его за противодействие размежеванию. А справа, разумеется, ругали за предательство идеалов сионизма.
20 февраля 2005года правительство окончательно утвердило программу размежевания. «За» проголосовали 17 министров, 5 «против», в том числе Нетаниягу.
Вместе с тем, продолжается борьба в Ликуде, где Нетаниягу – один из лидеров борьбы с размежеванием. Шарона блокируют, он создает Кадиму и уходит, развалив Ликуд.
Тем временем, в марте 2005 принят бюджет Нетаниягу. ВВП вырос с 1% в 2002 до 4.2% в 2004. Кредитный рейтинг вырос, инвестиции выросли, безработица снизилась. Пенсионная реформа прикрыла кормушку Гистадрута.
В марте 2005 Кнессет голосует за референдум. Нетаниягу, Кац и Наве голосовали «за», но Кнессет не захотел спрашивать мнение народа: 39 - «за», 72 – «против». Тем не менее, еще был шанс затормозить процесс. Проходят массовые демонстрации протеста. Но Шарона не остановить – на нем и его сыновьях висят уголовные дела. Нетаниягу уходит в августе 2005, подготовив проект бюджета на следующий год.
Вот перед нами картина событий. Мы видим, как политик рискует своей карьерой, своей популярностью, своим будущим просто ради того, чтобы делать дело. Чтобы принести пользу своей стране. Кто понял, кто помнит – благодарен ему за это. Неучи и интересанты – попрекают. Он, дескать, беспринципен, мечется зигзагами, лжет всем и всегда. Эта манипуляция не требует ни ума, ни таланта. Совесть, однако, противопоказана.
В этом и состоит разница между государственным деятелем и популистом-однодневкой, собирающим голоса легковерных, и не видящим дальше следующих выборов.
текст от 2021 года
Comments (1)
Я слышал об этом... Проблема что именно "слышал". Вот это бы все со ссылками на источники - был бы невероятно ценный материал.