Ровно 30 лет назад, 18 мая 1994 года, сектор Газа перешел под власть Палестинской автономии.
Только что были подписаны соглашения Осло, и народ израильский раскололся на 2 лагеря – тех, кто видел в них катастрофу, и тех, кто видел в них светлое будущее.
И всё было тогда так же, как сейчас – демонстрации, протесты, взаимная ненависть постоянно растущего накала, бесконечные взаимные обвинения оппозиции и правительства, то в политической слепоте, то в популизме.
Половина Израиля говорила, что через год-два власть во всей Палестинской автономии или в части её перейдет к экстремистам и оттуда начнутся бесконечные теракты и обстрелы.
Вторая половина, во главе с Шимоном Пересом, автором идеи нового Ближнего Востока, над ними смеялась и называла их пораженцами, паникерами, алармистами, пессимистами – как только не называла.
Израильские поселения ещё не были эвакуированы, малыши, игравшие на детских площадках светских кибуцев и религиозных сельхозпоселений в Газе, ещё не знали, что их поколение, пятое для Кфар Даром, третье для Нецарим или Мораг, станет последним среди этих прекрасных дюн.
Прошло 30 лет - "пораженцы и пессимисты" оказались абсолютно правы.
Более чем правы – даже они не способны были предвидеть 7 октября.
Не только армия и разведка, израильское общество в целом оказалось не в состоянии адекватно оценить желания и возможности своего окружения.
В их - нашу - защиту можно сказать только одно: очень трудно адекватно оценивать полную неадекватность.
Что ж, народам, как и людям, их составляющим, свойственно ошибаться - такое бывало в истории человечества неоднократно.
Проблема не в том, что было – проблема в том, что есть.
Наши улицы снова перекрывают люди, требующие освободить заложников сейчас, немедленно, любой ценой, точно так же, как 30 лет назад их предшественники требовали мира сейчас, немедленно, любой ценой.
И точно так же они предпочитают не думать о том, что такое «любой ценой», какую именно цену и как мы будем платить, кому и как долго.
20-летние мальчики и девочки по всему свету, не умеющие ни правильно написать название столь дорогой их сердцу Палестины, ни показать ее на карте, вызывают у меня раздражение и жалость.
И надежду, что поумнеют, по крайней мере часть из них, с возрастом.
Взрослые люди в Израиле, перекрывающие дороги с требованием немедленно освободить всех заложников любой ценой вызывают во мне ненависть или презрение, потому что они, живя здесь, не могут не понимать цены за это «сейчас».
Если они не понимают, им следует научиться думать и получше узнать собственную историю, прежде чем выходить на улицы с лозунгами.
Если же они понимают, какой будет цена, но игнорируют это знание с целью протащить собственную политическую повестку – они расчетливые негодяи, строящие свою политическую карьеру на крови собственного народа, и прощения им нет. (С одной оговоркой, конечно, семьи заложников – вне критики, бог знает, как они выживают и где берут силы).
7 октября начался новый этап в истории человечества.
Этап, на котором так называемые развитые страны постепенно осознают, что демократия как форма правления подходит только людям, умеющим демократически мыслить.
Обратное не работает.
Пребывание, сколь угодно долгое, в самой свободной, самой терпимой и открытой стране на свете, не делает автоматически человека свободным.
Не делает его терпимым, не делает его честным и открытым, если сам человек этого не хочет, если он сам к этому не стремится.
Кто-то больше всего на свете ценит свободу, а кто-то - чувство локтя, и с этим ничего, абсолютно ничего нельзя поделать, кроме как позволить любителям локтей проживать их собственную жизнь в их собственных странах по их собственным законам.
Так, как умеют, с тем, что есть.
Не пытаясь их учить, не навязывая им свой образ мыслей, но и не считая их образ мыслей возможным в своих странах и не помогая занятым маршировкой локоть к локтю прокормить их семьи.
Все вышесказанное – личное мнение автора, и хотя это результат долгих и давних размышлений, ни на роль пророка, ни на роль наставника не претендую.
автор OM Kromer
Comments (2)
На это надо смотреть как на натурный эксперимент. Газу отправили в
Хамассамоуправление, а Иудею и Самарию оставили для контроля (не совсем, но не будем углубляться в детали). Через 30 лет что из них более failed state?На самом деле, они оказались правы гораздо раньше - когда начались первые обстрелы из Газы и появились первые жертвы (и то, и другое еще до итнаткута).